Sunday, February 27, 2011

Управление гневом...

Я давно хотела начать серию заметок о разных чувствах. О том, как они проживаются, какие функции выполняют, что сообщают нам своим присутсвтием и как мы можем эффективнее с ними справляться.

И с этой публикации я начинаю цикл заметок о разных чуувствах. С такого чувства как "гнев".

Гнев - это чувство, которое возникает как реакция на некоторое препятствие, мешающее осуществлению наших желаний или планов. Оно находится в одном ряду стакими чувствами как обида, разочарование, досада, ярость, ненависть.

Все эти чувства в той или иной степени появляются в ситуации, когда мы не можем получить дого, что хотим, то есть существует какое-то препятствие. Или это нечто, что мешает нам (или чьи-то дейсвтия-бездейсвтие)- и тогда скорее всего мы почувствуем гнев. Или это может быть разочарование, как результат того, что мы не получаем того, что ожидали.

Для эффективного управления гневом важно знать, что это она из базовых эмоциий, контролировать которую очень сложно. Она сильно связана с физиологическими проявлениями, такими,напрмер, как повышенная температура тела.

Моя дочь даже говорит следующие слова моему мужу, когда замечает мое гневное настроение: "папа, не обращай внимания на маму - она просто перегрелась".

И это правда. Достаточно долгое время позволяла себе гневиться, не зная, как я могу приостановить нарастание этой эмоции. И после того, как заметила, что оно ОЧЕНЬ ТЕСНО связано с моим перегревом, то есть с физическим ощущением излишнего тепла, только тогда я смогла управлять этим состоянием.

Вы можете вспомнить такие выражения: "Я взорвался от злости", "Сейчас сгорю!" и так далее. Действительно, гнев и злость словно взрывают человека изнутри.

Теперь, когда я чувствую, что мне слишком жарко, или когда я замечаю, что мой гнев наподходе, я открываю окно, пуская холодный воздух. Или снимаю с себя один слой одежды, если могу это позволить, или охлаждаю лиццо холодной водой. Помогает :)

Тому же яя научила и свою дочь. Я показала ей эту связку "жарко-нервно" (она именно так называет это свое гневно-раздраженное состояние). И теперь когда она замечает его, то просто или просит меня охладить ее или даже сама это вполне в состоянии сделать.

Вот еще несколько советов о том, как можно сделать свои отнешения с гневом более эффективными:

- Помните, что генвные состояния возникают как реакция на некоторое препятствие. Постарайтесь обнаружить это препятствие и устранить его или принять невозможность его устранения. И ни в коем случае не воспринимаете как препятствие человека, который совершает или не совершает мешающие вам дейсвтия. Опсаность гнева в том, что как только он направялется на ЧЕЛОВЕКА, а не на его ДЕЙСТВИЯ, гнев перерастает в ненависть.

- Не принимайте ситуацию слишком серьезно. Чем выше мы чувствуем ответсвенность за ситуацию, тем легче возникает чувство гнева в ситуации, когда что-то идет не так, как мы планировали.

- Откладывайте обсуждение или решение проблемы на некоторое время, пока гнев не снизит свою интенсивность. Обсуждать что либо в состоянии эмоционального накала не только неэффективно, но и опасно.

- Один из самых эффективных способов успокоить гнев - физическая активность и удаленность от ситуации, вызывающей это чувство. Как только вы почувствовали, что в вас возрастает ярость или гнев - покиньте ситуацию. Физически удалитесь из нее. Возьмите себе время на то чтобы "остыть". И только, когда эмоциональный накал снизиться, вернитесь к ее решению.

No comments:

Post a Comment