Monday, December 12, 2011

Сказки о разном..

Несколько месяцев назад в жизни моей семьи произошли большие изменения.. И в один чудесный вечер моя дочь попросила рассказать ей сказку... Я никогда до этого даже на бралась этим заниматься, считая себя совершенно не склонной к сказкосочинительству.

Но с того вечера она не засыпает без совершенно новой сказки от меня - каждый раз на новые темы и с новыми героями... Сама не знаю, как каждый вечер рождаются короткие поучительные и не очень истории, которые отражают, наверное, суть всего прожитого дня.. Хочу и с вами поделиться некоторыми из них...


Бесполезная бабочка....

Жила-была бабочка... Она была красивой, но очень страдала от того, что никак не могла найти свое предназначение в жизни... Все, чем она занималась с самого рождения, это бесконечные разговоры о том, в чем же заключается смысл ее жизни и чем бы ей уже заняться..

Она летала и задавала эти вопросы всем своим знакомым, не зная, что после этих разговоров ее друзья и даже незнакомые собеседники начинали серьезно размышлять о том, в чем же смысл их жизни, и многие находили и осознавали свое предназначение именно после этих разговоров....

Так бабочка прожила всю свою жизнь, выполняя свою миссию, но так и не узнав, в чем она заключалась.....

Tuesday, May 3, 2011

Пронумеровать свои чувства

Оригинальная статья Катерины Мурашовой: http://www.snob.ru/selected/entry/35029


Неспособность выражать эмоции у викингов или индейцев считалась добродетелью, а сейчас называется «алекситимией» и требует лечения.

— Вы помните эпизод из мультфильма про Винни Пуха, когда он в гостях у Кролика съел все припасы, а потом застрял в дверях?
— Да, конечно, — согласно улыбнулись муж и жена.
— Перечислите мне сейчас: какие чувства испытывал при этом Кролик?
— Чувства? Перечислить?? — неуверенность, даже растерянность на лицах.
Два инженера. Время — разгар перестройки. Неурядицы с работой у обоих. Зарплату платят нерегулярно. Пытались подработать челноками, не заладилось, с трудом вылезли из долгов. Двое детей-подростков.
В семье постоянно происходят скандалы, иногда на пустом месте, и у родителей возникает чувство вины и тревоги за семью. Сын начал хамить, прогуливать школу, связался с компанией «таких же бездельников», на попытки родителей приструнить его отвечает: «Да вы на себя посмотрите!» Дочка недавно выдернула себе все брови, стала похожа на инопланетянку. Когда спросили зачем, ничего не смогла объяснить. Невропатолог сказал: невроз.
— Я иногда ночами не сплю, думаю — что с нами происходит?! У нас же хорошая семья — муж, дети… — говорит мать.
— Это все бардак в государстве! Развалили такую страну, и люди, кто не чиновник и не вор, места себе найти не могут… — объясняет отец.
— Так что же с Кроликом? — спрашиваю я.
— Ну, наверное, злость, — предположил мужчина.
— Радость, что ушли наконец, — высказалась женщина.
— Он не ушел, он застрял, — напомнила я и уточнила: — Кролик злится на Винни Пуха?
— Да чего на него злиться? Он же дурачок… — улыбнулся муж.
Минут сорок мы потратили на то, чтобы выяснить, что Кролик испытывает сложную смесь чувств из злорадства, жадности, тревоги, обиды, высокомерного осознания собственного превосходства и одновременно принятия ситуации такой, какая она есть (это его друзья, других у него нет и, скорее всего, не будет). Мои посетители в буквальном смысле вытирали пот со лбов.
— Вот! — сказала я. — Это именно то, чему вам предстоит научиться.
— Простите… Чему именно? Анализировать художественные произведения?
— Опознавать чувства, свои и чужие, и говорить о них. Вы ругаетесь, потому что совершенно не умеете этого делать.
Во время нашей следующей встречи я обучила супругов методике «неоскорбительной коммуникации» (я уже о ней на «Снобе» здесь и здесь). Они ушли с твердым намерением попытаться переломить ситуацию.
Через некоторое время в моем кабинете снова нарисовался мужчина. Один. С поджатыми губами и взглядом в сторону.
— Жена послала меня к вам. Сказала, что я порчу ей всю картину, — достаточно безразлично сообщил он. — Она, дескать, пытается спасти семью и детей, а я не желаю ничего делать. Наверное, она права.
— Вы действительно не желаете?
— Я просто не могу. Вы были правы, я не только про Кролика, я про себя-то не знаю — чего это я сейчас чувствую. Меня с детства учили — мальчик должен быть сдержанным. И вот теперь, когда мне за сорок… У жены, действительно, получается вроде, а у меня и слов-то таких нет, методика там ваша или не методика… Вы извините, конечно.
— Все нормально. Вы правы, — сказала я.
Он взглянул с надеждой, и я с грустью подумала: «Вот, взрослый сильный мужик ждет, что я сейчас отменю свои рекомендации и освобожу его от тягостной обязанности хоть что-то знать о своем внутреннем устройстве…»
— Существуют культуры, в которых всем, мужчинам и женщинам, позволено говорить о своих чувствах открыто, — сказала я. — Например, итальянская. Есть северные культуры, скандинавы или, допустим, традиционные культуры североамериканских индейцев, —  там о чувствах равно не говорит никто. Мы, славяне, занимаем промежуточное положение…
— Как всегда, — вздохнул мужчина. — Не Европа, не Азия, болтаемся посреди мира. И в чем же эта промежуточность заключается?
— У нас женщинам позволено говорить о своих чувствах, плакать и так далее. А мужчинам — нет. То самое, о чем вы сказали: мальчик должен… чувства надо скрывать. «Синдром Чингачгука» — он не только ничего не говорил о чувствах, у него еще и на лице ничего не отражалось! На научном языке это называется «алекситимия». Считается одной из важных причин ранних мужских инфарктов.
Мужчина явно бессознательно, но весьма прицельно схватился за сердце (знает, где оно!). Мы помолчали.
— И что же — все безнадежно? — спросил он наконец. — Я не смогу научиться?
— А вы хотите?
— Ну… это… в общем, да!
— Сейчас составим список чувств. Дома вы его дополните с помощью жены и детей. Повесите на стенку. Если возникла ситуация, идете к списку, выбираете то, что подходит, и говорите: чувство номер восемнадцать.
Мужчина захохотал.
Составили начальный список из двадцати чувств (мужчина сопел, напрягался, но все равно без моей помощи не обошелся). Ушел, неся список в руке и что-то бормоча себе под нос. Я мысленно пожелала успехов ему и его семье.
***
С тех пор прошло много лет. Метод простой, смешной, но вполне рабочий, помог десяткам, если не сотням семей. Обычно список постепенно расширяется (все желающие могут подписать вновь «пойманное» ими чувство). Со временем даже мужчины приучаются говорить не только номерами. В сочетании с методикой «неоскорбительной коммуникации» весьма гармонизирует ситуацию практически в любой семье с доброй волей к изменениям. Буду рада, если пригодится кому-нибудь еще.

Saturday, April 30, 2011

ЭИ для детей :)

Мы много стали говорить об эмоциональном интеллекте в бизнесе, но я хочу напомнить, что эта компетентность важна и в личной жизни, семейных отношениях и, конечно же, с детьми.

Вот, что можно делать, чтобы с детсва развивать ЭИ у своих детей.

Дело в том, что одним из определений ЭИ является - "умение мыслить конструктивно", а именно - умение из любого, в том числе и эмоционального, опыта делать правильные выводы и использовать его для повышения своей эффективности.

Именно поэтому, развитие навыков саморефлексии или размышлений помогает и взрослыим и детям стать более компетентными в эмоциональной сфере.

Обсуждая с детьми опыт, который они получили - будь то поход в театр или в музей, ссору с друзьями или участие в школьном празднике - любой опыт можно использовать дя обсуждения.

Спрашивайте несколько категорий вопросов:
- как это было? что происходило? (вы узнаете много нового о своем ребенке и на что он больше всеего обращает внимания  и делает акценты:)
- как он себя при этом чувствовал? (это помогает соотнести внешнюю реальность с внтуренними переживаниями и узнать как те или иные события влияют на эмоциональную жизнь ребенка)
- какие выводы он сделал из этого опыта? (позволяет использовать любобй опыт для обучения)
- как он сможет применить эти выводы в будущем?


Например, сегодня мы ходили в Музей занимательных наук в Москве . И после посещения во  время обеда мы имели следующую беседу:

Я: Аня, что тебе больше всего запонмлилось в музее?
Аня: горка :)
Я: А что тебе больше всего запомнилось из экспонатов?
Аня: Электрическая гитара.
Я: А почему?
Аня: Потому что я не ожидала, что она такая тяжелая и сложная - думала, что играть на гитаре очень просто.
Я: А что из экспонатов  вызвало удивление?
Аня: Шарики, которые запускаешь с разной высоты, но они приземляются в один момент (это был опыт про силу тяжести)

Таким образом, вы можете дае просто обсуждать с ребенком полученный опыт и уже помогать ему размышлять над ним самостоятельно и использоватбь для своего развития.

Попробуйте каждый день перед сном спрашивать его о прошедшем дне - что нового он узнал в этот день, какие выводы делает из этго дня, что ему запомнилось и понравилось? И вы узнаете о своем ребенке много нового!

Удачи Вам в этом!

Tuesday, April 26, 2011

Six Seconds Model

EQ in relationship!


How to know more about yourself through your team?

Today I want to share with you interesting phenomen and technique in the same time. Probably you have heard once that "what you dont like in others - its a part of yourself".

It sounds strange, but its true. And often when we have some conflicts within a team, we tend to fight and dont even think about possibility to use it as a learning experience for ourselves and learn more about it.

so, how we can use our team or group of people with whom we work together as a source of information about our personality?

Remember, that every member of the team represents different part of your personality. And as you have different kind of relations with different member of the team - the same relations you have with your internal personal parts.

For example, we have a team with 4 members (all names and characteristics are not real, but possible to be in real life):

Ann - very femine and quite person with sense of self-esteem and wiithout leadership ambitions. Ready to follow the team and leaders.
Peter  - strong guy with autocratic style of communication and leadership.
Mary - Very ambitious about leadership, with tendency to lead impulsively, never follows others.
John - a little bit lazy with lack of sens of responsibility, but with fantastic communication and negotiation skills.

So if we look at the group dynamic we can see that Mary and Peter probably will not like John and Mary probably will be irritated by Ann's quitenes.

It can happen becouse Mary exlude and dont accept her part od personality which is quite and ready to follow, and other part which is sometimes aacts unresponsible.

Sometimes we can think that we have  difficulties with people who like we - we start compete, but actually we have difficulties with those who represents some parts of our personality which we dont accept in ourselves.

Last time when I was working in the team with almost 10 people, I did interesting activity for myself. And I want to share this technique with you as a tool for self-assessment.It requres awareness and honesty for you, but it gives you back a lot of intersting insights.

Task:
1. Write down the names of 4 people with whom you have good relations.
2. Write down the names of 4 people with whome you have difficulties or conflicts in communication.
3. For each of 8 person write down 3 characteristics which best describes this person.
4. Look and reflect on the answers about which parts of your personality each person represents.
5. Send me your comments and feedback about it :)))

We as a drop in the sea - have within ourselves ALL variety of personal characteristics. Some of them we accept and aware about, others we try to exclude.

The more we accept - the more flexibility we have in our behaivoir and the better relations we have with the members in our teams!